в «Основах социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня»
Служение личности, обществу и государству
Решением Исполнительного Комитета Евро-Азиатского отделения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня (в дальнейшем Церкви) 28 октября 2002 года был принят документ «Основы социального учения Церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня» который отражает единую позицию Церкви относительно насущных проблем современного бытия человека и вопросам волнующим российское общество.
Структура настоящего документа отражает приоритеты Церкви в отношении человеческого сообщества: человек – семья – Церковь – общество – государство – мировое сообщество. В настоящем докладе мы затронем лишь некоторые опросы, касающиеся вопросов религиозной свободы, служение Церкви личности, обществу и государству.
Для понимания рассматриваемых вопросов необходимо вкратце коснуться вопроса вероучения Церкви. В основу вероучения Церкви положено Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Библия), которое представляет собой целостное и единое Божественное откровение. Библия обладает наивысшим авторитетом в вопросах христианской веры, являясь абсолютным критерием в вопросах церковной практики и мерилом религиозного опыта всякого верующего. Вопросы взаимоотношения Церкви с обществом и государством строятся на основании учения Священного Писания.
Адвентисты исповедуют единого Бога, извечно существующего в трех Лицах (ипостасях Отца, Сына и Святого Духа), – Троицу единосущную и нераздельную. Все ипостаси Божества равны в своей божественности и безначальности. Бог открывается через природу, Священное Писание и дар пророчества – зримое и непрекращающееся проявление Божьего руководства в истории Церкви.
Материальный мир является Божьим творением. Из этого положения вероучения Церкви формируется отношение верующего к миру. Христианин должен бережно относиться к Божьему творению, при этом, не олицетворяя его с самим Богом.
Человек – высочайшее и совершеннейшее из всех Божьих творений на земле, Его образ и подобие. Человек представляет собой сложное и одновременно целостное существо, в котором его материальная составляющая (тело) неотрывна от духовной (душа). Церковь не приемлет отдельного существования души от тела. Отсюда особое отношение Церкви к вопросам здоровья, материального благополучия человека. Человек свободен в своем нравственном выборе. Следовательно, никто не вправе силой навязать ему какие либо убеждения.
Зло, существующее в мире, является результатом грехопадения. Борьба со злом заключается в оставлении греха и жизни в соответствии с Законом Божьим выраженным в десяти заповедях данных Моисею на горе Синай. Окончательная победа над злом будет одержана только в результате Второго Пришествия Иисуса Христа, которое является основой христианской надежды, выражающей чаяние согрешившего человечества на возвращение утерянного рая. Церковь не приемлет силового решения проблемы зла на земле, вместе с тем, не отвергая необходимость силового регулирования жизни общества со стороны государства.
Спасение человека и мира в целом Церковь видит в вере в искупительную миссию Божьего Сына Иисуса Христа. Иисус Христос, являясь воплощением Вечного Бога, искупил человека от смерти как наказания за грех и грядет в этот мир для того, чтобы воскресить умерших верующих и дать им новую, вечную жизнь.
Какое же служение несет адвентистская Церковь российскому обществу? Церковь воспринимает себя частью общества и видит свое предназначение в служении людям, составляющим его, в нравственном влиянии на человека и общество в целом. Спасение для Церкви это не только акт оправдания, но и внутреннее преображение человека под воздействием Святого Духа. Человек, уверовавший в спасение через Иисуса Христа и находящийся в Церкви, получает постоянное нравственное развитие. Именно в нравственном возрождении человека Церковь видит свое главное служение.
Нравственное здоровье и процветание общества зависят от его структурной единицы – семьи. Здоровая семья – благополучное общество. Церковь уделяет особую заботу этому важнейшему институту человеческого общества. С этой целью в поместных общинах создан целый ряд отделов: семейный, женский, здоровья, взаимопомощи, молодежный, детский. Только в Западно-Российском Союзе Церкви 750 общин и групп, в которых проводятся различные мероприятия, семинары и курсы, на которых члены Церкви и все желающие учатся тому, как следует укреплять семейные отношения, мирно разрешать возникающие конфликты, распределять домашние обязанности, лучше понимать себя и своего супруга, воспитывать детей, помогать неимущим и нуждающимся, жить по принципам здорового образа жизни, готовить вкусную и здоровую пищу и т.д. Особое место в служении Церкви обществу занимают программы для молодежи такие как: «Остановись, подумай!», «Дышите свободно», «Поколение NEXT выбирает», помогающие делать правильный нравственный выбор, говоря «нет!» наркотикам, табаку, алкоголю и ранним половым связям.
Важную роль в служении обществу играют пасторы Церкви. Направляя деятельность отделов общин, они помогают руководителям отделов проводить специальные мероприятия: недели семьи; добрачное и семейное консультирование; семинары по профилактике насилия в семье; детские и молодежные лагеря; субботние и воскресные библейские школы для детей и молодежи; помощь социально незащищенным группам населения и семьям, живущим за чертой бедности; различные программы, акции милосердия для детей – сирот, «детей улицы», для пострадавших в военных действиях; посещение членов Церкви на дому, оказание им духовной поддержки и помощи в семейных отношениях.
Церковь считает справедливость одним из главных принципов общественного устройства. Названный принцип основывается на всеобщем предназначении земных благ, достоинстве личности и равенстве людей перед законом. Справедливое общественное устройство требует признания и соблюдения, равных прав и свобод граждан, оно должно способствовать раскрытию и реализации потенциала каждой человеческой личности. Подобное равенство не означает одинаковости потенциала отдельных личностей. Личность должна принимать активное и заинтересованное участие в созидании общества. В обществе, как правило, существует разлад между личностными и общественными интересами. Современное состояние российского общества это огромный разрыв между бедными и богатыми. Церковь в этом случае руководствуется принципом солидарности, который состоит в том, чтобы человек делился с окружающими своим достоянием – материальным, интеллектуальным и духовным богатством. Солидарность не подразумевает уход в коллективизм, нивелирующий человеческую личность. Вместе с тем солидарность позволяет уйти от крайней формы индивидуализма, когда человек заботиться только о себе. Для реализации принципа солидарности Церковь проводит различные благотворительные программы, открывает столовые для бедных, организует сбор одежды, денег пострадавшим в военных конфликтах и природных катаклизмах, а также остро нуждающимся в социальной помощи. Ведется активная помощь домам престарелых, интернатам и детским домам. Крупнейшее в мире агентство по оказанию помощи в военных конфликтах и природных катаклизмах – Адвентистское Агентство Помощи и Развития (АДРА) активно работает на территории России, доставляя продукты питания, медикаменты и одежду в районы военных конфликтов и стихийных бедствий.
Церковь принимает активное участие в общественно-политической жизни. Служить добросовестно своей стране независимо от своего социального положения – главный принцип в этом вопросе для членов Церкви. Осуществляя свой личный выбор, члены Церкви участвуют в проводимых в стране выборах, когда это можно делать без ущемления совести, тем самым, разделяя ответственность за созидание справедливого гражданского общества. Члены Церкви также могут использовать свое право на участие в референдуме, особенно, когда это дает возможность поддерживать мир и порядок в обществе, религиозную свободу, толерантность, а также способствует решению социальных и нравственных проблем. Вместе с тем Церковь, ее служители, учителя и другие работники не должны вовлекаться в предвыборную политическую борьбу, им следует сохранять нейтральную позицию. В условиях многопартийности Церковь не вырабатывает рекомендаций в поддержании какой-либо политической партии, она сохраняет нейтралитет, поскольку призвана служить всему обществу.
В отношении к государству Церковь придерживается следующих принципов. Природа Церкви и государства различна, поэтому эти институты не должны ни сливаться воедино, ни подменять одна другую. Появление государства обусловлено появлением греха на нашей земле. Государство тем самым понимается как Богом установленный институт человеческого общества для подавления и сдерживания зла появившегося после грехопадения. Поскольку государственная власть установлена Богом, то каждый верующий должен повиноваться власти вне зависимости от вероисповедания тех, кто управляет страной. Но превыше государственных законов для верующего является Закон Божий. Если государство, вопреки своему предназначению, перестает служить благу общества, препятствует верующим следовать велением своей совести и своим убеждениям, Церковь оставляет за собой и своими членами право поступать согласно своей совести и библейским принципам. Вместе с тем, верующие не должны участвовать ни в каких действиях с целью насильственного свержения власти.
Церковь не считает себя правомочной делать какие-либо заявления по поводу государственного строя, форм государственного управления или ведения государственных дел. Исходя из понимания государства как института защиты прав и свобод человека, заботы о его благосостоянии Церковь приветствует демократические преобразования общества и российской государственности. Говоря о формах государственного устройства Церковь, поддерживает федеративную форму управления, как исторически сложившеюся для России и в которой заложены благодатные возможности для проявления подлинно христианских ценностей: свободы, инициативы, ответственности, солидарности. Церковь поддерживает положение конституции РФ (ст.19), которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности или отношения к религии. Власть не должна отдавать приоритет той или иной религии на основании того, что благодаря ей страна пользуется особым благорасположением Бога.
В основе адвентистской миссии лежит твердое убеждение в том, что свобода совести должна быть гарантирована всем людям. Свобода совести – есть основополагающее право человека на независимость внутренней духовной жизни, на мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданский правах; свободу исповедовать любую религию и не исповедовать никакой; свободу распространять как религиозные, так и нерелигиозные взгляды, идеи и учения, не ущемляя при этом свободу и достоинство других людей. Однако Церковь, уважая право человека на его свободный мировоззренческий выбор, в том числе нерелигиозный, псевдорелигиозный или атеистический, не может признать ценность нерелигиозных, атеистических и других идей самих по себе. При этом, с точки зрения Церкви, право человека на свободный религиозный выбор не означает признания Церковью плюрализма религиозной истины.
Мы признаем, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Одной из основных составляющих свободы совести является религиозная свобода, которая и включает свободу человека менять свою религиозную принадлежность, исповедовать свою религию как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных обрядов. Для адвентистов принципиальное значение имеет свобода собираться вместе для обучения и богослужения в седьмой день недели (субботу), согласно библейской заповеди (см. Исх. 20:8-11). Это также включает свободу создавать религиозные учреждения и управлять ими в соответствии с принятыми в данной конфессии нормами. Религиозная свобода предусматривает также возможность беспрепятственно распространять религиозные взгляды посредством литературы, публичной проповеди или через средства массовой информации. Адвентисты рассчитывают иметь свободный доступ к СМИ наравне с другими конфессиями.
Общество не вправе определять границы свободы совести личности. И свобода, и совесть присущи человеку от сотворения и составляют в нем образ Божий. Поэтому никто – ни отдельный человек, ни общественное мнение, ни государственная власть – не может «предоставлять» ему свободу, поскольку то, что кем-то предоставлено, может быть им же и отнято. Человек сам отвечает – как перед Богом, так и перед обществом – за то, как он использует свою свободу. Задачей общества, государства и Церкви является создание таких условий, при которых человек мог бы ответственно использовать свою свободу и не идти против своей совести.
Церковь считает своим долгом отстаивать принципы свободы совести для всех людей. С этой целью в Церкви учрежден отдел Религиозной свободы, пропагандирующий ценности религиозной свободы и защищающий права как адвентистов, так и не адвентистов. Адвентисты активно участвуют в деятельности общественной организации – Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), а также других организаций по защите свободы совести. Движимые любовью к ближним, мы готовы вступаться за права тех, чья свобода совести ограничивается или попирается. В глазах общества или государства такая деятельность может нанести определенный урон как отдельным представителям Церкви, так и церковной организации в целом. Однако это та цена, которую Церковь готова платить во имя следования за Спасителем, Который неустанно защищал тех, кто впадал в немилость и лишался собственной свободы. Церковь выступает в защиту свободы совести и религиозной свободы как основополагающего права человека в соответствии с библейским учением и международными правовыми документами.
Адвентисты признают важность положения Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой высшим органом законодательной власти России 22 ноября 1991 г., о том, что осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст.4). Каждый человек имеет право на внимательное рассмотрение властями ситуации, когда убеждения не позволяют ему исполнять определенные гражданские обязанности.
Церковь готова сотрудничать со всеми религиозными и общественными организациями и людьми доброй воли в деле защиты религиозной свободы для всех, включая и тех, чье мировоззрение отличается от ее учения. Церковь строит свои отношения с представителями других религий, а также христианских конфессий и деноминаций на основе открытости и толерантности.
В современном российском обществе принципы толерантности – взаимно терпимого, уважительного отношения среди представителей различных политических и идеологических направлений, последователей различных вероисповеданий еще далеки от того, чтобы стать нормой. В России, как, впрочем, и во многих других странах, в последние годы все отчетливей проявляются нетерпимость и экстремизм, более частыми стали акты терроризма и насилия.
В России, к сожалению, все еще и сегодня распространены этническая и религиозные фобии. Именно эта ситуация способствовала принятию ряда противоречащих Конституции РФ положений закона « О свободе совести и религиозных объединений» 1997 года.
Адвентисты убеждены, что воспитание толерантности в современном обществе является делом первостепенной важности. Нравственной основой продвижения к взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству людей с разными культурными традициями, мировоззренческой ориентацией, вероисповеданий является доброжелательность и уважение к достоинству человека, сотворенного по образу подобию Божью. Духовные учебные заведения, которых с каждым днем становится все больше, призваны сыграть в этом чрезвычайно важную роль.
На воспитание духа толерантности нацеливает утвержденная постановлением Правительства РФ программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Программа предполагает воспитание толерантности в отношениях между людьми как основы гражданского согласия и мира.
Соблюдение принципов толерантности в повседневной деятельности государственных органов, политический партий, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации помогло избежать многих конфликтов, сопровождаемых проявлениями нетерпимости и экстремизма.
Церковь осуждает всякого рода предубеждения, факты жестокого отношения к людям, в том числе и вызванные неприятием их убеждений и обычаев. Христиане и все люди доброй воли должны признавать право любого человека думать или действовать иначе, чем они сами. Альтернативы диалогу нет. Верующие должны научиться обсуждать различные точки зрения без взаимных оскорблений и приходить к согласию. Это, однако, не означает беспринципного соглашательства или унизительного подчинения давлению. Толерантность по отношению к чужим убеждениям – лучшая профилактика всякого рода экстремизма.
Церковь АСД повсеместно вносит свой посильный вклад в воспитание духа толерантности, являя тем самым миролюбивый характер Христа, способствуя укреплению мира и стабильности в обществе. Адвентисты России активно участвуют в разного рода акциях (конференциях, конгрессах, симпозиумах, круглых столах), направленных на достижение этой цели, на развитие межконфессионального сотрудничества, укрепление мира и согласия. Поступая так, адвентисты вносят свой вклад в осуществление федеральной целевой программы по формированию толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.
В заключении хотелось бы отметить, что служение Церкви личности, обществу и государству, воспитание толерантного отношения друг к другу – столь многогранное служение, которое невозможно описать полностью в данной работе. Цель этого доклада представить официальное учение Церкви по обозначенным вопросам. Мы надеемся, что данный доклад внесет свой положительный вклад в развитие толерантного отношения в российском обществе, поможет лучше понять друг друга представителям религиозных организаций и общества.
Заместитель Председателя Западно-Российского Союза Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня по внешним связям Гончаров Олег Юрьевич.