СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ АСД КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ
Ипполитов Николай
Тема патриотизма далеко не проста. Существует большое количество различных взглядов и мнений по данному вопросу, которые, ввиду сложных политических ситуаций, нередко носят сомнительный характер, причём даже в христианской среде. Тем более всё не однозначно, когда мы говорим о России, стране, многонациональный и многоконфессиональный состав которой многократно усложняет проблему патриотизма.
Сложность проблемы заключается, прежде всего, в том, что само понятие патриотизма довольно расплывчато. Кто-то понимает под патриотизмом любовь к родине, своему народу, кто-то связывает личный патриотизм с кровными узами, расой или идеологией. Некоторые находят свой патриотизм в митингах, лозунгах, расизме и тому подобное. И это еще далеко не весь перечень.
Существует ли христианский патриотизм? Или протестантский патриотизм? Может ли он быть таковым? Каким должно быть отношение церкви к патриотизму? Из этих вопросов вытекает следующий: может ли и должен ли быть патриотом адвентист седьмого дня, и в чем могут выражаться его патриотические чувства? Зачастую адвентисты в России воспринимались и воспринимаются по сей день как не патриоты, носители чуждой веры, которая может негативно влиять на общество и даже разлагать его.
Исходя из поставленных вопросов, в особенности касающихся адвентизма, на анализе Социального учения Церкви адвентистов седьмого дня мы попытаемся показать, что христиане-адвентисты в России были и остаются патриотами своей страны.
Патриотизм в истории русской культуры ХIХ и ХХ вв.
Для начала мы определимся с самим понятием «патриотизм», которое, как уже было отмечено выше, весьма запутано. Толковый словарь современного русского языка даёт следующее определение этому термину: «патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»[1]. Большая советская энциклопедия дополняет это определение: «Любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам»[2]. Интересно это понятие характеризует социолог М. А. Ешев: «патриотизм» – это система неких взглядов, представлений и эмоциональных чувств человека, которые базируются на позитивном восприятии страны как Родины. Где понятие Родина, связано, в первую очередь, с историческим прошлым – это родной край, место рождения, привязанность к семье. Также отождествление Родины со всем обществом и страной в целом. Проявляя такие эмоциональные чувства к стране, человек при этом испытывает свою принадлежность к государственной общности[3].
Следует заметить, что понятие «патриотизм» отличается немалым количеством определений, которые могут иметь не только позитивный (определения выше), но и негативный оттенок. К последним относятся, например, высказывания Л. Н. Толстого. Он считал, что патриотизм – это «чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество…»[4].
Стоит подчеркнуть, что патриотизм может проявлять себя в различных формах. Он проявляется на чувственно-эмоциональном уровне, когда привязанность к Отечеству характеризуется как некое иррациональное чувство. Эта привязка связана в большинстве своём с географической территорией: местом рождения, местом, где прошло детство, юношество, где жила семья, проходила школьная жизнь и т. д.[5]. К чувственно-эмоциональному уровню можно отнести и бесконечные речи, призывы и лозунги, зачастую не переходившие к действиям «на благо Отечества». Наиболее действенным проявлением патриотизма, в отличие от эмоционально-чувственного, является реальная деятельность «на благо Отечества», связанная с социальной практикой, когда членами общества предпринимаются конкретные действия[6]. Чтобы быть гражданином-патриотом, не обязательно служить в армии или участвовать в боевых действиях, не обязательно и маршировать с флагом и «выкрикивать» различные лозунги. Необходимо быть ответственным за страну, в которой живёшь, а эта ответственность проявляется в любви и уважении к людям, сочувствии и сопереживании по отношению к ним и в готовности подать им руку помощи.
Рассматривая эту проблему в историческом ключе, нужно заметить, что патриотизм всегда был неотъемлемой составляющей сознания российского общества. Но необходимо признать, что отношение к патриотизму не всегда было одинаковым. Патриотизм в истории русской культуры ХIХ и ХХ вв. воспринимался по-разному. Так, начиная с XVIII в. происходит изменение представлений о том, как восприятие патриотизма связано с ролью царя или государя. Теперь с Отечеством не отождествляется личность конкретного государя, и государство не воспринимается как вотчина, где население являлось холопами, а царь – их владельцем. На смену этому приходит понимание того, что «идеалом политического деятеля, прежде всего, царя, становится человек, заботящийся об “общем благе” России». Но подобное понимание патриотизма появилось только со второй половины XVIII в. В этот период русское дворянство первым осмыслило идею «служения Отечеству, а не императору»[7]. На практике данная идея среди дворянства проявилась во время войны с Наполеоном 1812 года. Недаром она названа «Отечественная»: всё дворянское сословие подвизалось на защиту своего «Отечества» от французского нашествия. Причём служение Отечеству было выражено не только в непосредственном служении в рядах армии, но и жертвованием своих средств, своего имущества на снаряжение ополченцев. В это время свою патриотическую позицию активно проявляли и люди из народа. Эта позиция выражалась в борьбе простого народа против захватчиков. Необходимо отметить, что в то время, пока шла война, дворянство и крестьянство были как одно целое, и разница между этими сословиями отчасти была забыта[8].
По завершении Отечественной войны 1812 года возросла активность нового направления среди части русского дворянства, именуемая Декабризм. Именно в этот период происходит эволюция понятия «патриотизм». «Служение Отечеству» рассматривается как борьба с рабством и самовластьем, то есть отмена крепостного права, демократизация политической жизни[9]. Эта радикальная позиция впоследствии переросла в восстания, которые были подавлены властью. После этого, начиная с 30-х годов XIX века, появляется новая концепция патриотизма, которая вошла в историю как «теория официальной народности». В данной «теории» объектом патриотизма была неограниченная монархия, как идеал политического режима и была создана формула: «Православие, Самодержавие, Народность». Действия патриотов были направлены на «сохранение и укрепление Российского самодержавия», как формы правления, которая оказывает «определяющее воздействие на все стороны жизни общества»[10]. В результате в обществе сложились два противоборствующих направления – западничество и славянофильство. Для западничества патриотизмом считалось «служение Отечеству», которое позволило бы избавиться от существующего отставания России от Европы. Славянофилы, в свою очередь поддерживали такое преобразование политического режима России, где идеал политического устройства – неограниченная монархия. Это направление отмечало самобытность России, которая является залогом «великого будущего страны»[11]. Такое полярное восприятие патриотизма было характерно для второй половины XIX – начала XX вв. А с конца XIX – начала XX вв. начинают действовать леворадикальные партии, которые под патриотизмом понимали революционную деятельность. Эта деятельность была направлена на свержение существующего политического режима и установление «диктатуры пролетариата», где действия ориентировались на достижение социализма[12]. Падение самодержавия всё же произошло. В результате Октябрьской Революции 1917 г. к власти пришли большевики, установив советскую власть.
Говоря о патриотизме на ранних этапах развития советской государственности, следует заметить, что он находился в подчиненном состоянии по отношению к интернационализму. Происходит отказ от традиционного патриотизма, который имел узконациональную направленность. Он сменился на «социалистический патриотизм», имевший интернационалистический уклон, а его основой были коммунистические идеалы. В это время термин «патриотизм» практически был неприемлемым и считался «отголоском самодержавия»[13], а такие понятия как «Россия», «Родина», «Отечество» уже не употреблялись в политической лексике на собраниях, митингах, манифестах[14].
Во второй половине 1930-х годов советская власть стала переходить к патриотической позиции, в которой можно было рассмотреть некое родство с «российским имперским патриотизмом»[15]. Популярным становится воспитание гордости за свою страну и её прошлое, формирование патриотических чувств. В этот период стало ясно, что такой патриотизм способен мобилизовать и объединить население огромной страны. Доказательством данного понимания патриотизма стала Великая Отечественная война, когда буквально вся страна встала на защиту от захватчиков. В это трагическое время советский народ продемонстрировал подлинный героизм, который выражался не просто на словах, но и в действии, когда люди отдавали свои жизни ради благополучия страны. Такой патриотизм рассматривался как наивысший стандарт, как образец для подражания. Он уже предстает как надёжная опора советского режима. Позднее «характерными чертами советского патриотизма стали его неразрывная связь с пролетарским интернационализмом, дружба народов стран социализма, связь с освободительно-патриотическим движением народов третьего мира против империализма и всех форм колониализма»[16]. Данное понимание сохранилось практически до распада СССР, когда прекратил своё существование и советский патриотизм.
Патриотизм в истории Церкви АСД в России ХIХ и ХХ вв.
Знакомство с отношением к патриотизму в русской культуре XIX и XX вв. помогает нам в некоторой степени оценить идеологию страны на разных этапах. Необходимо подчеркнуть, что далеко не просто было протестантам, в том числе и христианам-адвентистам, быть патриотами, не разделяя при этом господствующей идеологии. Можно ли было вообще христианину-адвентисту в то время быть патриотом своей страны? Например, если взять эпоху господства коммунистической идеологии, когда пропагандировался атеизм, а протестанты «представлялись как “пережиток прошлого”, как представители реакционной буржуазии Запада, как препятствие на пути социалистического строительства светлого будущего»[17], мог ли адвентист тогда быть патриотом? Или во времена царской власти, когда идеология была тесно связана с самодержавием и православием, а христиане-адвентисты воспринимались как чужаки, представители чуждой веры и всё, кроме православия почиталось «смертельным врагом народа и Отечества»[18], насколько реально в то время было быть патриотом не православному человеку?
Надо признать, что идеологическая составляющая патриотизма, действительно, ставила и ставит адвентистов в непростое положение. Известно, что «патриотизм», используемый той или иной идеологией, может в итоге стать средством, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием и «породить такие явления как национализм и ксенофобию»[19]. Необходимо также учесть и тот момент, что адвентисты, как и другие протестанты, считают себя лишь «странниками и пришельцами» на этой земле. Возникает сложность с тем, как же объединить такое осмысление и гражданское патриотическое сознание, не вступая в противоречия между этими понятиями. Мы считаем, что противоречия не возникнут, и мы сможем избежать всех крайностей, если понятие «патриотизм» будет использоваться не как политизированное и идеалогизированное понятие и не как абстрактное чувство любви к отечеству, а как проявляемое действие, как любовь непосредственно к своему соотечественнику, нуждающемуся в конкретной реальной помощи.
Следует отметить, что христианин всегда будет патриотом в своём отечестве, если он придерживается заповеди Иисуса Христа, которая основана на любви к ближнему, на неравнодушном отношении к тому, что происходит рядом, помогая в разрешении социальных проблем; если он будет заинтересован в том народе, среди которого он живёт, и будет делать со своей стороны сделать всё, чтобы этот народ мог процветать. В этом случае вполне уместно говорить о «христианском патриотизме».
Обращаясь к истории Церкви адвентистов седьмого дня в России ХIХ и ХХ вв., нужно отметить, что на протяжении всего этого времени она никогда не отделяла себя от общества, в котором жила. Проблемы и нужды, волновавшие окружающих людей, не были чужды для христиан-адвентистов. С самого начала своего формирования в России они отличались неравнодушным отношением к тому, что происходило рядом с ними.
В период, когда страна была охвачена голодом, Церковь оказывала посильную помощь голодающим, как своим прихожанам, так и другим людям. Позже, в Саратове, в 1914 году было открыто производство по выпуску продуктов питания, которое проработало до 1917 года. Тогда же планировалось открыть школу, санаторий, типографию, но этим планам не суждено было сбыться. Революция внесла свои коррективы в дальнейшее развитие религиозной ситуации в России[20].
Церковь АСД принимала активное участие в нуждах общества и в послевоенное время. Так, весной 1919 г. Церковью создаётся детская трудовая колония «Пенаты» при станции Половцево Новохоперского уезда Воронежской губернии для детей в возрасте от 7 до 15 лет. В колонии дети получили возможность отдохнуть на протяжении лета, подкрепить свое здоровье, питаясь на пожертвования местных адвентистов[21].
Помимо заботы о детях, Церковь АСД оказывала посильную помощь и голодающим. Так, в 1921 г. Церковь приняла решение по оказанию продовольственной благотворительной помощи. В Москву был направлен груз с продовольствием — 600 тонн пшеницы и несколько тысяч посылок с продуктами питания. Продовольствие было распределено в различные города, и на местах уже раздавалось нуждающимся. Адвентистами также были организованы благотворительные кухни, где кормили сотни детей[22].
В 20-е г. Церковь адвентистов седьмого дня смогла реализовать себя в сфере здравоохранения, найдя поддержку со стороны наркомата здравоохранения СССР. В г. Маркс в Поволжье была открыта глазная клиника, а немного позднее открыли и вторую, где занимались лечением заболеваний уха, горла и носа. В эти клиники хлынул большой поток больных. Лечение в клиниках было бесплатным[23].
Помимо этого Церковь АСД занималась организацией сельскохозяйственных коммун, когда в одно целое хозяйство объединялись христиане-адвентисты, живущие на одной территории. Создание, конечно, проходило с разрешения властей. Коммуны не просили финансовой помощи у государства, но напротив жертвовали средства на осуществление культурных проектов и заботу о бедных из соседних деревень[24].
Начиная с 1931 года положение в сфере государственно-церковных отношений меняется, и всем религиозным организациям, в том числе и Церкви АСД, запрещается какое-либо социальное служение. «Все последующие годы, вплоть до «Перестройки», были временем выживания адвентистских общин, и в силу этого говорить об открытом социальном служении даже не приходится»[25]. Конечно, не смотря на запреты, Церковь АСД продолжала, насколько это было возможным, принимать участие в служении обществу. Даже когда к христианам-адвентистам относились несправедливо, они все равно оставались верными своему гражданскому и человеческому долгу.
С наступлением «перестроечного» времени верующие в Советском союзе смогли наконец-то «вздохнуть полной грудью». В это время Церковь АСД в России снова возобновляет свою социальную деятельность. Прежде всего, она была направлена на открытие образовательного духовного центра, так как ощущалась огромная нужда в духовном и нравственном взращивании зрелых молодых людей не только для Церкви, но для общества. На обучение приглашались все, независимо от религиозных убеждений. Стали открываться общеобразовательные школы, гимназии. В этот период уделяется много времени вопросам здоровья. Церковь начинает пропагандировать здоровый образ жизни, свободу от алкогольной, табачной и наркотической зависимости, проводятся «выставки здоровья», открываются медико-санитарные и профилактические центры.
В 1992 г. в Москве Церковью АСД был открыт адвентистский центр здоровья, где начала работать стоматологическая клиника, оказывающая различную стоматологическую помощь людям, «включая бесплатное обслуживание неимущих (детей из детских домов, ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов и др.)».
В это же время в церкви начинает активно работать отдел, называемый «Тавифа», который был направлен на благотворительное служение всем без исключения. Для более масштабного оказания благотворительной помощи в 1992 г. в России был создан филиал Адвентистского агентства помощи и развития (АДРА). Основными целями данной организации является оказание помощи в местах стихийных бедствий и помощи пострадавшим в результате террористических и военных действий, улучшение уровня жизни, медицинская программа, программа образования, здоровый образ жизни.
С конца 80-х годов была создана Ассоциация служения осужденным, которая оказывает посильную помощь лицам, находящимся в исправительных учреждениях, а также тем, кто недавно освободился из мест лишения свободы[26].
Следует подчеркнуть, что христиане-адвентисты во все времена были законопослушными гражданами своего государства и были покорны властям, так как Церковь всегда придерживалась и придерживается принципа, который изложен в Священном Писании: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Руководителями Церкви было принято специальное обращение к властям: «Мы не враги правительства, а его друзья. Истинный христианин должен исполнять законы Божьи, а заповеди Его требуют повиновения властям предержащим»[27]. Единственное, неповиновение властям могло проявляться только в том случае, когда законы государства противоречили бы законам Божьим.
Ключевые сферы деятельности ЦАСД, выражающие патриотическую позицию церкви
Церковь АСД и сегодня продолжает совершать своё социальное служение, принимая во внимание нужды современного общества и оказывая посильную помощь людям. Церковь не равнодушна к тому, что происходит в обществе, и движимая заповедью Христа о любви к ближнему, она готова вносить свой вклад в решение социальных проблем страны. В связи с этим Церковь сформулировала свою социальную позицию, приняв в 2003 г. весьма значимый документ «Основы социального учения Церкви АСД в России». В нём нашло своё отражение желание Церкви активно участвовать в решении насущных проблем современности, используя все имеющиеся инструменты. Мы вкратце попробуем рассмотреть некоторые ключевые разделы данного документа, имеющие отношение к институту семьи, к заботе о здоровье, делам милосердия и благотворительности. Анализ представленных отделов поможет нам увидеть реальное проявление христианского патриотизма в Церкви АСД.
Семья. Церковь АСД серьезно озабочена теми тенденциями в современном обществе, которые подрывают институт традиционной семьи. Свою позицию она излагает следующим образом: «Семья как первичная ячейка общества стала в настоящее время особенно хрупкой и беззащитной. Пропаганда свободных от обязательств интимных отношений вне брака пагубно сказывается на прочности брачного союза и нравственности, прежде всего, молодого поколения. В поисках личного счастья человек безответственно экспериментирует, изобретая «суррогаты» традиционных брачных отношений»[28]. С этим нельзя не согласиться. Семья, как институт, в современном обществе, действительно, находится под угрозой. Как известно, данная проблема сегодня серьезно обсуждается и на уровне государства.
Перед лицом данной проблемы Церковь не желает быть безучастной и «считает своим долгом и призванием помочь обществу возвысить моральные ценности и укрепить авторитет традиционной семьи»[29]. В связи с этим, Церковь создала «Отдел семейного служения», занимающийся просвещением в вопросах подготовки к браку, укреплением семьи, помощью родителям и семьям в воспитании и успешной передаче христианских ценностей. Этот отдел также занимается разработкой учебных материалов, при помощи которых можно обучать членов церкви.
Отделами разных общин проводятся тематические встречи, которые направлены на «поддержание основ христианского брака, воспитание детей в вере Господу и формирование отношений между супругами на основе взаимного уважения». На такие встречи приглашаются не только члены церкви, но и их родственники, друзья и знакомые[30].
Здоровье. Хотелось бы обратить внимание ещё на одну важную сферу человеческого бытия – это здоровье. Здоровье играет важную роль в жизни человека. Церковь АСД подчёркивает эту значимость и «считает здоровье одной из важнейших ценностей человеческого бытия. Под здоровьем понимается единство психических, физических и духовных составляющих человека, обеспечивающее его оптимальную трудовую и социальную активность»[31]. Одной из самых востребованных современным обществом сфер деятельности Церкви на территории России является просветительская работа в области общественного здравоохранения. Церковь организовывает профилактические программы, которые направлены на сохранение здоровья и избавления человека от алкогольной, табачной и наркотической зависимости. Члены Церкви также регулярно проводят выставки здоровья, адаптированные как для взрослых, так и для детей. Целью этих программ является рассказать о принципах здорового образа жизни[32]. Церковью создан «Отдел здоровья», миссия которого заключается в улучшении здоровья населения страны. Такие отделы существуют практически в каждой общине Церкви АСД.
В настоящее время в целях формирования здорового образа жизни (в том числе профилактика курения, алкоголизма и наркомани) Церковью разработан проект под названием «Здоровье семьи – здоровье страны». При реализации проекта «используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации. Проект направлен на профилактику хронических неинфекционных заболеваний среди населения России через проведение массовых мероприятий просветительского и мотивационного характера»[33].
Дела милосердия и благотворительность. Это ещё одна сфера деятельности Церкви помогает увидеть ее патриотическую позицию – это благотворительность. «Согласно Писанию, социальное служение, дела милосердия призваны облегчить жизнь страждущим и одновременно открывать путь к познанию Бога и к спасению. Утратив возможность открытого и непосредственного общения с Богом, человек обретает познание о Нем через откровение Его любви, в том числе через служение ему других людей»[34]. В этих словах как раз и заложен принцип неравнодушия и любви христианина к тому, кто может находиться рядом и испытывать нужду. Милосердие и благотворительность – это проявление любви к ближнему, исполнение заповеди Христа. Поэтому Церковь активно принимает в этом участие, побуждая каждого верующего проявлять добродетель и милосердие. Как было сказано выше, Церковью был создан специальный отдел «Тавифа», с помощью которого каждая община может осуществлять благотворительную деятельность, и сформирована благотворительная организация АДРА, которая совершает своё социальное служение на всей территории России и в других республиках бывшего Союза. Целью АДРА «является оказание масштабной экстренной помощи при кризисных ситуациях (в зонах военных конфликтов, при стихийных бедствиях и катастрофах), помощь различным регионам мира в их устойчивом развитии. Во всем мире с помощью АДРА открываются школы, больницы, фабрики, предназначенные содействовать развитию того или иного региона и утверждению его самостоятельности в решении собственных социальных и экономических проблем»[35].
Так, например, в Санкт-Петербурге на протяжении уже долго времени действует благотворительная столовая. Особое внимание уделяется детским домам и медицинским центрам для людей с ограниченными возможностями. В Тульской области была построена игровая площадка в детском доме, а для Пермского онкологического центра было приобретено медицинское оборудование. В Нижнем Новгороде открыт Центр дневного пребывания для детей-инвалидов. В Краснодарском крае после разрушительного наводнения при помощи АДРА были восстановлены игровые площадки в пяти детских садах. АДРА оказывала помощь пострадавшим от сильного наводнения на Дальнем востоке, от пожаров в Нижегородской и Владимирской областях[36]. И это далеко не весь список того, что реализует АДРА.
Итак, основываясь на истории Церкви АСД в России XIX и XX вв. и затронутых сферах деятельности Церкви АСД, изложенных в Основах социального учения, можно заключить, что христиане-адвентисты, проявляя любовь к соотечественникам и заинтересованность в их жизни, по праву могут считаться патриотами своей страны. Ведь служить обществу и стране – это и значит быть патриотом. Необходимо признать, что колоссальную пользу нашему обществу может принести именно тот патриотизм, который основан на христианских принципах, когда во главе его стоит Христос.
[1] Лопатин В. В. Толковый словарь современного языка. – М.: Эксмо, 2011. – С. 477
[2] Большая советская энциклопедия. Т. 19. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С. 282
[3] Ешев М. А. Российский патриотизм как основа национальной идентичности. Власть. №6. 2013. – С. 117
[4] Толстой Л. Н. Патриотизм и правительство. [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1180.shtml (дата обращения: 26.03.2017)
[5] Зайцев Е. В. Церковь в контексте социальных проблем современности. – Заокский: Источник жизни, 2009. – С. 54, 55
[6] Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – С. 14, 15
[7] Абрамов А.В. Российский патриотизм: история и современность. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 77
[8] Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук. – Сыктывкар; Вологда. Выпуск 9, 2012. – С.67-72
[9] Найда О.А. Российский патриотизм в эволюционном и политическом измерении: монография. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015 – С. 86
[10] Абрамов А.В. Российский патриотизм: история и современность. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 87
[11] Там же. – С. 88, 89
[12] Там же. – С. 90, 91
[13] Ешев М. А. Патриотизм в советской и постсоветской России. Власть. №5, 2014. – С. 86
[14] Найда О.А. Российский патриотизм в эволюционном и политическом измерении: монография. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015 – С. 147
[15] Там же. – С. 164
[16] Ешев М. А. Патриотизм в советской и постсоветской России. Власть. №5, 2014. – С. 86
[17] Зайцев Е. В. Церковь в контексте социальных проблем современности. – Заокский: Источник жизни, 2009. – С. 58, 59
[18] Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. – СПб.: Европейский дом, 2004. – С. 280
[19] Зайцев Е. В. Церковь в контексте социальных проблем современности. – Заокский: Источник жизни, 2009. – С. 59
[20] Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение и адвентисты седьмого дня в России. – Церковь АСД, 2006. – С. 290, 291
[21] Юнак Д. История Церкви АСД в России: в 2-х томах. Т.1 – Заокский: Источник жизни, 2002. – С. 174, 175
[22] Там же. – С. 182, 183
[23] Зайцев Е. В. История церкви АСД. – Заокский: Источник жизни, 2008. – С. 350, 351
[24] Юнак Д. История Церкви АСД в России: в 2-х томах. Т.1 – Заокский: Источник жизни, 2002. – С. 185-187
[25] Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 3. Сборник статей. – М.: Российское объединение исследователей религии, 2006. – С. 382
[26] Там же. – С. 267, 268, 384, 385
[27] Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. – СПб.: Европейский дом, 2004. – С. 278
[28] Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня России. – Заокский: Источник жизни, 2017. – С. 26
[29] Там же. – С. 29
[30] В качестве примера таких мероприятий можно отметить встречи в Подольской общине и в общине города Электросталь (Два сердца – один путь. Семейный вечер в Подольске. [Электронный ресурс]. – URL: http://test.zrsasd.ru/news/985/ (дата обращения: 27.03.2017); Романтическое путешествие для укрепления семьи. [Электронный ресурс]. – URL: http://test.zrsasd.ru/news/986/ (дата обращения: 27.03.2017)). Подобные мероприятия проводятся и в других общинах.
[31] Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня России. – Заокский: Источник жизни, 2017. – С. 150
[32] Такие программы, например, были проведены в городе Волжский, Волгоградской области, которую посетило более пятидесяти детей и в городе Подольск, где программу посетило более шестидесяти детей (Копылова Е. Страна здоровья. Адвентистский вестник. № 3. 2014). Подобные мероприятия проходят и в других регионах страны.
[33] Здоровье семьи – здоровье страны. [Электронный ресурс]. – URL: http://zdoroviesemii-strani.ru (дата обращения: 27.03.2017)
[34] Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня России. – Заокский: Источник жизни, 2017. – С. 210
[35] Религия и гражданское общество в России: преодоление стереотипов и социальное служение. – М.: Юриспруденция, 2012. – С. 200
[36] Ткачук В., Баратов Д. Весь закон в одном слове. Адвентистский вестник. № 1, 2016
Список использованных источников
- Абрамов А.В. Российский патриотизм: история и современность. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – 184 c.
- Большая советская энциклопедия. Т. 19. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – 648 с.
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.
- Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. – СПб.: Европейский дом, 2004. – 392 с.
- Два сердца – один путь. Семейный вечер в Подольске. [Электронный ресурс]. – URL: http://test.zrsasd.ru/news/985/ (дата обращения: 27.03.2017)
- Ешев М. А. Патриотизм в советской и постсоветской России. Власть. №5, 2014
- Ешев М. А. Российский патриотизм как основа национальной идентичности. Власть. №6, 2013
- Зайцев Е. В. История церкви АСД. – Заокский: Источник жизни, 2008. – 544 c
- Зайцев Е. В. Церковь в контексте социальных проблем современности. – Заокский: Источник жизни, 2009. – 160 с.
- Здоровье семьи – здоровье страны. [Электронный ресурс]. – URL: http://zdoroviesemii-strani.ru (дата обращения: 27.03.2017)
- Копылова Е. Страна здоровья. Адвентистский вестник. № 3, 2014
- Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение и адвентисты седьмого дня в России. – Церковь АСД, 2006. – 352 с.
- Лопатин В. В. Толковый словарь современного языка. – М.: Эксмо, 2011. – 928 с.
- Найда О.А. Российский патриотизм в эволюционном и политическом измерении: монография. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015 – 248 с.
- Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня России. – Заокский: Источник жизни, 2017. – 224 с.
- Религия и гражданское общество в России: преодоление стереотипов и социальное служение. – М.: Юриспруденция, 2012. – 304 с.
- Романтическое путешествие для укрепления семьи. [Электронный ресурс]. – URL: http://test.zrsasd.ru/news/986/ (дата обращения: 27.03.2017)
- Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 3. Сборник статей. – М.: Российское объединение исследователей религии, 2006. – 569 с.
- Ткачук В., Баратов Д. Весь закон в одном слове. Адвентистский вестник. № 1, 2016
- Толстой Л. Н. Патриотизм и правительство. [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1180.shtml (дата обращения: 26.03.2017)
- Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук. – Сыктывкар; Вологда. Выпуск 9, 2012. – 232 с.
- Юнак Д. История Церкви АСД в России: в 2-х томах. Т.1 – Заокский: Источник жизни, 2002. – 448 с.
Комментарии
Еще нет комментариев