Историческое развитие Церкви адвентистов седьмого дня

Во исполнение замысла Божьего адвентистское движение начало свое, предсказанное в пророчестве, путешествие к Царству Божьему еще с 1844 года. Немногочисленные пионеры этого движения, удрученные горестными воспоминаниями об изгнании из прежних церквей из-за принятия адвентистского учения, неуверенными, робкими шагами шли к созданию собственной церковной организации. Они были уверены в доктринах, которых придерживались, но колебались в том, какую форму организации им следовало избрать и избирать ли ее вообще. Потому что многие из них очень хорошо помнили, каким именно образом сильные, хорошо организованные церкви употребляли свою силу, чтобы противостоять адвентистской истине, и инстинктивно опасались любого централизованного порядка и правления. Однако с течением времени некоторые из пионеров-лидеров адвентизма все более ясно начали осознавать необходимость организованного управления, поскольку только целесообразный порядок мог содействовать укреплению и возрастанию движения. Их убежденность еще более окрепла под влиянием вестей, вышедших из-под пера Е. Уайт.

И в результате в 1860 году было принято название Церкви: «Адвентисты седьмого дня» и учрежден законный орган для управления церковной собственностью. А вслед за этим, в 1861 году, в штате Мичиган (США) была создана наша первая конференция. Этот процесс включал организацию местных церквей путем подписания верующими церковного обещания и объединение этих церквей в единое целое, при этом образовалось то, что сегодня мы называем местной конференцией. Тогда же было принято решение выдавать проповедникам письменные удостоверения, чтобы предохранить общины от различного рода самозванцев, которые могли пытаться привнести в них ложные учения.

В 1863 году была организована Генеральная Конференция (ГК), собравшая воедино несколько местных конференций, сформированных к тому времени. Это окончательно определило скоординированное и организованное развитие адвентистского движения.

Историческое развитие Церковного руководства

Генеральная Конференция стала из года в год собираться на свои съезды или совещания, где обсуждались различные вопросы церковного порядка и разрабатывались соответствующие правила по различным аспектам церковной жизни. В 1882 году съезд Генеральной Конференции вынес решение «подготовить инструкции для служителей Церкви и напечатать их в журнале Ревъю энд Геральд или отдельной брошюрой» (Ревъю энд Геральд, 26 декабря 1882 г.). Это решение говорит о возрастающей уверенности в том, что для успешной работы церковной организации необходим церковный порядок и что для единства в его соблюдении требуется основные ведущие принципы представить в печатном виде. С этой целью были опубликованы соответствующие статьи. Но когда в 1883 году на весенней сессии Генеральной Конференции были высказаны предложения издать эти инструкции в виде постоянного Церковного руководства, эта идея была отвергнута. Братья испугались, что подобная практика может привести к формализации церкви и лишит служителей возможности решать вопросы церковного порядка в зависимости от их общего мнения.

Но этот страх, отражающий, несомненно, неприятие любых форм организации и возникший 20 лет назад, очевидно, вскоре прошел. На ежегодных сессиях Генеральной Конференции продолжали принимать решения по вопросам церковного порядка. Другими словами, медленно, но верно продолжали разрабатывать материал для Церковного руководства. Время от времени некоторые известные братья пытались собрать в книгу или брошюру повсеместно принятые правила церковной жизни. И самой внушительной, возможно, была книга, насчитывающая 184 страницы, изданная в 1907 году пионером адвентистского движения Дж. Н. Лофборо под названием Церковь, ее организация, порядок и дисциплина. Труд пастора Лофборо, хотя и отражал в некотором смысле личный подход, освещал многие темы, которые сегодня входят в наше Церковное руководство, и длительное время занимал почетное место в адвентистском движении.

Тем временем движение продолжало быстро расти как в США, так и в других регионах мира. По этой причине и в целях упорядочения и надлежащей согласованности в действиях всех структур, что всегда было нашей целью, Комитет Генеральной Конференции в 1931 году принял решение опубликовать Церковное руководство. Подготовить рукопись попросили Д. Л. Макэлани, который был тогда вице-президентом Генеральной Конференции в Северной Америке, а затем в течение 14 лет являлся президентом Генеральной Конференции. Эта рукопись была тщательно выверена Комитетом Генеральной Конференции, и в 1932 году Церковное руководство было опубликовано. В начале предисловия к первому изданию было правильно отмечено: «Становится все более и более очевидным, что имеется нужда в руководстве по церковному управлению, чтобы установить и сохранить нашу церковную практику и политику». Обратите внимание на слово сохранить. Потому что это не была попытка вдруг, в последние дни, создать совершенную и окончательную модель церковного управления. Это была, скорее и прежде всего, попытка сохранить все наши хорошие решения, принятые на протяжении прошедших лет, добавляя к ним правила, которых, возможно, будет требовать быстрый рост Церкви и возникающие при этом сложности.

Относительно роли Церковного руководства в жизни Церкви адвентистов седьмого дня (АСД) см. главу 1 «Авторитет Церкви и Церковного руководства».

Содержание Церковного руководства

Съезд Генеральной Конференции 2000 года одобрил изменения в материалах действующего Церковного руководства и утвердил процедуру внесения таких изменений. Содержание глав и разделов настоящего Церковного руководства включает два вида материалов. Основное содержание каждой главы имеет универсальное значение и распространяется на деятельность всех общин. Однако, признавая существование между ними определенных различий, в конце некоторых глав приводится (раздел «Примечания») дополнительный материал, имеющий пояснительный и рекомендательный характер. Эти «Примечания» имеют подзаголовки, соответствующие конкретным подзаголовкам и страницам той или иной главы.

Порядок внесения изменений в Церковное руководство

Все в большей степени осознавая важность принципа, что в нашей всемирной работе все должно «выполняться надлежащим образом и по порядку» и что решения по церковному управлению должны быть не рекомендательными, но выражающими властные полномочия Церкви, съезд Генеральной Конференции в 1946 году установил следующую процедуру:

«Все изменения или дополнения курса, которые вносятся в Руководство, должны быть одобрены съездом Генеральной Конференции» (Отчет Генеральной Конференции от 14 июня 1946 г., N. 8, с. 197).

Однако в некоторых частях света местные условия требуют иногда принятия особых решений. Поэтому на осеннем совещании Генеральной Конференции в 1948 году, где было принято решение представить предложенные изменения Церковного руководства для утверждения на съезде Генеральной Конференции 1950 года, было также решено следующее:

«Каждый дивизион всемирного поля, в том числе и Северо-Американский, должен разработать «Приложение» к новому Церковному руководству, которое ни в коем случае не должно видоизменять его, но должно содержать дополнительный материал, отражающий специфические особенности данного дивизиона; рукописи этих «Приложений», до их издания, должны быть представлены для утверждения Комитету Генеральной Конференции» (Решения осеннего совещания, 1948 г., с. 19).

Изменения в Церковном руководстве или его пересмотр, за исключением Примечаний (см. ниже), могут быть сделаны только решением съезда Генеральной Конференции, на котором присутствуют делегаты всемирной организации верующих, обладающие правом голоса в вопросе об изменениях. Если на каком-либо организационном уровне (см. с. 40, 41) будет признано необходимым внести изменения, то эти изменения должны быть представлены для рассмотрения на следующем, вышестоящем уровне для более глубокого изучения и обсуждения. Будучи одобренными, предлагаемые изменения передаются на следующий уровень для дальнейшей оценки. В итоге все предлагаемые поправки и изменения направляются в Комитет Генеральной Конференции по Церковному руководству. Этот Комитет рассматривает все предлагаемые поправки и изменения и в случае одобрения готовит их к представлению на Годичном совещании и/или на съезде Генеральной Конференции.

Если на каком-либо организационном уровне (см. с. 40, 41) будет признано необходимым внести изменения в Примечания к некоторым из глав Церковного руководства, то эти изменения должны быть представлены для рассмотрения на следующем, вышестоящем уровне. Будучи одобренными, предлагаемые изменения передаются на следующие уровни для дальнейшей оценки, пока они в итоге не поступят в Комитет ГК по Церковному руководству. Этот комитет рассмотрит полученные предложения, и в случае положительного решения Исполнительный Комитет Генеральной Конференции во время проведения последнего за пятилетний срок Годичного совещания ГК представит рекомендации о согласовании указанных изменений к Примечаниям с теми изменениями в основном содержании Церковного руководства, которые рекомендованы Исполнительным Комитетом ГК для утверждения на очередном съезде Генеральной Конференции. Однако Исполнительный Комитет Генеральной Конференции может решить вопрос о внесении изменений в Примечания на любом Годичном совещании ГК.

Новое издание Церковного руководства выходит в свет после каждого съезда Генеральной Конференции. Руководителям на всех уровнях церковной организации рекомендуется всегда пользоваться в своей работе самым последним изданием Церковного руководства.

Разъяснение смысла

Общины должны обращаться в местную конференцию за разъяснениями по организации деятельности Церкви или в случае возникновения вопросов по Церковному руководству. Если не удается достичь взаимопонимания и согласия, то за разъяснениями следует обратиться в унионную конференцию.

Употребление терминов в Церковном руководстве

Каждая организационно сформированная община Церкви адвентистов седьмого дня входит в состав объединения церквей, называемого конференцией, которая является организационной структурой, объединяющей общины отдельного штата, страны или территории. Пока полный статус конференции не будет достигнут (см. Рабочий курс Генеральной Конференции), для обозначения объединения местных церквей могут употребляться такие термины, как «миссия», «отделение», «делегация» или «поле». В данном Церковном руководстве термины «конференция» и «унионная конференция» могут также применяться соответственно к миссии и унионной миссии.

В Церковном руководстве слово «служитель» («проповедник») подразумевает духовное лицо, которое может служить пастором в местной общине или же не осуществлять в ней никакого служения; слово «пастор» подразумевает служителя (проповедника), которому руководство конференции/миссии/поля поручило выполнять пасторские обязанности в одной или нескольких местных общинах*.

О настоящем издании

Настоящее издание включает в себя все исправления и дополнения, принятые до и во время съезда Генеральной Конференции 2005 года.


* Приведенное определение терминов «служитель» («проповедник») и «пастор» относится только к их употреблению в тексте Церковного руководства и не распространяется на звания, используемые при обращении к духовным лицам. Подразумевается, что на территории дивизионов Всемирной Церкви эти термины могут использоваться по-разному.